Сборочной линии компании Ford исполнилось 100 лет: История о том, как Форд поставил весь мир на колеса

Что  проложило путь к развитию автомобилестроения? Секрет успешного рывка компании Ford

Надеемся, что на сегодняшний день в мире мал процент тех несведущих автомобилистов, которые не знают о родоначальнике автомобилей - Модели T от компании Ford? Уверены, дорогой читатель, что и вы не в числе этих «невеж» и вам известно, какую роль сыграл Ford T в истории автомобилестроения? Правильно, в принципе никакой. А вот что действительно послужило началом для поговорки «автомобиль не роскошь, а лишь средство для передвижения», так это та сборочная линия, где Модель Т начала собираться для серийного выпуска. В этом году компания Ford Motor отпраздновала столетие  изобретения, которое было истинным источником сейсмического сдвига в мобильности человечества: автомобильной сборочной линии. Эта линия была отлична от других тем, что в ней был применен принцип конвейера, а это в разы уменьшало ручной труд и соответственно в разы удешевляло автомобиль делая его доступным широкому кругу покупателей. Благодаря инновациям компании Ford, автомобиль стал доступней. Трудно представить, что бы было, если бы транспортные средства до сих пор собирались вручную!

процесс ручной сборки Ford Модели Т

До появления движущейся сборочной линии, Ford и другие автопоизводители использовали различные вариации станционного подхода к строительству автомобилей. Вместо того, чтобы транспортное средство подходило к отдельному работнику, бригада рабочих подходила к этому автомобилю. Подобным способом компания Ford производила Модели Т на своем заводе в Хайленд-Парке  в течение трех лет, пока не внедрила в рабочий процесс конвейер.

КАК ЭТО БЫЛО?

Конечно,  инновации, которые применил в своей сборочной линии Генри Форд, могли быть воплощены в жизнь какой-либо другой компанией, и в этом мог участвовать какой-нибудь другой автомобиль. Но в апреле 1913 года, во главе с начальником производства Чарли «Чугуном» Соренсеном, компания Ford начала предпринимать первые робкие шаги в использовании движущейся линии, которая использовала конвейерные ленты для того, чтобы пропускать компоненты мимо работников, выполняющих по одной или по две задачи. Этот новаторский производственный процесс сделал автомобиль доступным практически каждому, и стал образцом для всей отрасли.

До 1913 года, Ford, как и многие другие производители автомобилей, собирали свои транспортные средства на отдельной станции, в процессе сборки от начала и до конца принимала участие одна и та же группа людей. Как и многие другие компании, Ford сделали много усовершенствований в процессе, добившись впечатляющих итогов производства на заводе на Пикетт Авеню, где в октябре 1908 года родилась Модель Т.

Во время принятия решения о привлечении к процессу производства конвейерной ленты, ни Соренсен, ни Генри Форд, ни кто-либо другой, вовлеченный в принятие решения, не обладали исследованиями, которые бы говорили об ускорении процесса производства. Они просто исходили из того, что перемещение компонентов по движущейся лини от станции к станции, позволит сократить число работников, необходимых для создания автомобиля, сократит время, необходимое для сборки, увеличит объемы производства, и позволит компании контролировать темп.

Модель Т стала подопытным кроликом для магнето, компонента, который поставлял энергию для зажигания в двигателе перед тем как генератор стал распространенным явлением. Инновационный компонент (магнето от компании Ford), был одним из технологических преимуществ ранней Модели Т и был интегрирован в маховик двигателя включая в себя много разных частей. При старой системе, каждый магнето собирался одним работником. В среднем, один работник мог собрать до 35 магнето за 9-часовую рабочую смену, или примерно один каждые 15 минут.

После некоторых наладок скорости линии и других факторов, Соренсен и его команда достигли таких результатов, которые, очевидно, стали поразительными даже для них. Эксперимент начался с 29 работников, которые выполняли 29 различных задач, в результате время сборки магнето сократилось на семь минут. Добавив некоторые усовершенствования, Соренсен сумел сократить рабочую силу сборочной линии магнето до 14 человек, а время сборки удалось свести к пяти минутам.

сборка магнетто

 

Переход компании Ford на движущиеся сборочные линии начался в апреле 1913 года, ее интегрировали для сборки магнето. Каждый рабочий должен был выполнить одну или две конкретных задачи, а не собирать весь блок, что позволило компании сократить время сборки магнето с 15 минут до пяти, а требуемая рабочая сила сократилась в два раза, вместо 29 челочек теперь нужно было лишь 14.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СБОРОЧНОЙ ЛИНИИ КОМПАНИИ FORD.

Соренсену не потребовалось много времени, чтобы применить принцип подвижной линии ко всем этапам производства Модели Т. Время сборки двигателя было сокращено с почти десяти часов до менее четырех часов. В августе 1913 года время сборки шасси удалось сократить с 12 часов до шести. Уже в октябре это время снизилось до трех часов, а в декабре шасси собирали уже за 2,3 часа.

К октябрю, огромный завод компании Ford в Хайленд-Парке, штат Мичиган, представлял собой лабиринт из конвейеров, различных ремней с электрическим приводом, мостовых кранов, а также сотен машинных станков. Движущаяся сборочная линия вошла в свою полную мощь. А эффективность этой ленты, установленная с помощью эксперимента с производством магнето, была переведена непосредственно в общий объем производства.

За четыре года до этого, когда на гигантском объекте в Хайленд-Парке не было никого кроме строительных бригад, сборочные группы на Пикет Авеню собирали 10 660 Моделей Т в год, чем сохраняли компании Ford лидирующую позицию на внутреннем рынке и оставляли Buick позади. В огромных пространствах Хайленд-Парка в 1910 году производство выросло до 19 050 единиц автомобилей, даже несмотря на различные сбои, связанные с урегулированием нового помещения. К 1912 году производство выросло до 68 773 Моделей Т в год.

Но эти цифры были незначительными по сравнению с результатами движущейся сборочной линии. В 1913 году с конвейера сошли 170 211 экземпляров автомобилей, в 1914 их было уже 202 667, в 1916 году их было произведено более полумиллиона, а к 1917 году объем производства достиг цифры в 735 020 автомобилей в год. В 1918 году все промышленное производство США снизило свои показатели, причиной тому был последний год I Мировой Войны, а также экономический спад, который затем последовал. Но уже к 1920 году рынок восстановился, и впервые в истории компании Ford производство Модели Т превысило один миллион автомобилей в год, а именно 1 301 067. Показатель достиг своего пика в 1923 году и составил 2 011 125 автомобилей в год, затем в 1924-25 гг. этот показатель составил около двух миллионов, и, наконец, спрос начал затихать.

На грани устаревания и неряшливого внешнего вида, по сравнению со своими конкурентами, 26 мая 1927 года Модель Т, наконец, вышла из производства. Хотя окончательные данные в различных источниках отличаются, общепринято считать, что общее число произведенных Моделей Т составило около 15 миллионов экземпляров.

готовые автомобили Ford модели Т

Даже когда движущаяся сборочная линия на заводах Ford находилась в зачаточном состоянии, производство Модели Т наращивалось с геометрической прогрессией. На этом фото, датированном 10 августа 1913 года, мы видим 1000 законченных шасси на заводе в Хайленд-Парке – суточная норма на тот период времени. К 1916 году с конвейера ежедневно сходило 2000 экземпляров. А в 1926 завод достиг небывало высокого уровня – 9000 единиц за один день.

ЧТО ТАКОЕ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ШИРОКИХ МАСС И КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕ? 

Миссией нашумевшей Модели Т Генри Форда было «построить автомобиль для широких масс», и ключом к этому квесту был эффект масштаба, который сделал автомобиль доступным для такого количеств потенциальных клиентов, которое только возможно.

Когда автомобиль дебютировал, он был инновационным, простым, прочным, его легко мог отремонтировать владелец даже с самыми скромными механическими навыками. Но он не был таким дешевым, как может показаться на первый взгляд. Стоимость автомобиля составляла 825 долларов США за базовую модель Runabout и 850 долларов США за пятиместную модель Touring. Эти цены не включают в себя стоимость дополнительных услуг, например, боковые шторы, которые в 1910 году поднимали стоимость автомобиля до 900-950 долларов США.

Но по мере роста производства, стоимость Модель Т стала снижаться. За улучшенную модель Touring T компания Ford просила 400 долларов США в 1913 году, 440 в 1915, и 360 в 1917 году. Самого низкого предела стоимость модели Touring достигла в 1925 году и составляла 290 долларов США (модель Runabout стоила на 30 долларов дешевле), а в последние год-полтора существования Модели Т цена вновь немного повысилась.

Инновационный способ сборки в Хайленд-Парке не остался незамеченным. Большое количество производственных зданий компании Ford всегда были рады гостям, и не прошло много времени, как конкуренты начали использовать разработанные там методы. Таким образом, к концу 19-летнего пробега Модели Т, можно было по всей справедливости сказать, что Форду удалось поставить мир на колеса.

сборочная линия Ford Модели Т

Конструкция шасси стала решающим шагом в переходе компании Ford от статической сборки автомобилей к движущейся сборочной линии. Эта фотография 1914 года показывает процесс сборки шасси на линии. Конвейерная линия  сократила время полной сборки Модели Т вполовину, от 12 часов до шести. Постоянные доработки и совершенствовании линии сократили процесс сборки Модели Т еще на четыре часа.

ЗНАЧИМЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ХОД В ИСТОРИИ КОМПАНИИ: ПЯТЬ ДОЛЛАРОВ В ДЕНЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Одной из самых примечательных глав в истории компании Ford стало объявление Форда от 5 января 1914 года, в котором говорилось, что компания увеличивает ставку заработной платы до пяти долларов за восьмичасовой рабочий день – ставка более чем в два раза превышала существующие тогда стандарты за девятичасовой рабочий день.

Компания уже получала огромные прибыли, и новая политика могла быть истолкована как альтруистический порыв, но ни для кого не стало сюрпризом, что другие автопроизводители приняли эту новость с плотно сжатыми челюстями. Некто даже не поленился распространить слухи, что Генри Форд повысил ставку заработной платы с той лишь целью, чтобы работники покупали продукт, который выпускала их компания.

Но мотивы Форда были гораздо более прагматичными. Выполнение конвейерной работы – одни и те же задачи, по многу часов в день, каждый день – было умопомрачительно скучным занятием, поэтому компания столкнулась с неприемлемой «текучкой» кадров. В 1913 году, например, автопроизводитель вынужден был нанять 52 тысячи работников для постоянно укомплектованного штата в 14 тысяч человек.

К пятидолларовой банкноте прилагались некоторые обязательства. Основная заработная плата составляла 2,34 доллара. Чтобы получить право на дополнительные 2,66, работник должен был соответствовать стандартам компании по «чистоте» жизни, в том числе вести трезвый образ жизни, никаких азартных игр, бережливость и счастливая домашняя обстановка. Форд фактически сформировал социологический отдел, сотрудники которого посещали дома работников завода, чтобы оценить, достоин ли он (или она) полных пяти долларов.

Такая политика могла спровоцировать агрессию и пикеты в современном мире, но в далеком 1914 году это было вполне приемлемо и резко сокращало процент невыходов на работу и «текучку» кадров. Кроме того, пять долларов в день привлекали соискателей со всей страны, особенно с Юга, которые навсегда изменили демографическую ситуацию в Детройте.

Другие изменения были еще более глубокими. Наличие прочного, доступного автомобиля поставили мечту неограниченной личной мобильности в пределах досягаемости для большей части общества, создавая условия для возникновения пригородов и для создания национальной магистральной сети. К тому времени как последняя Модель Т сошла с конвейера, дав дорогу другим автомобилям модельного ряда Ford, транспортное средство, как понятие, было полностью интегрировано в повседневную жизнь и мир никогда бы не стал прежним. 


соискатели на работу на заводе Ford

Скука работы на движущемся конвейере оказалась куда большей, чем многие сотрудники могли выдержать. Слишком большая «текучка» кадров заставила Генри Форда пойти на невероятный шаг – повысить в январе 1914 года ставку заработной платы до пяти долларов в день, что превышало стандартную ставку примерно в два раза. Это привлекло работников со всех уголков страны. На этом снимке запечатлены 10 тысяч соискателей, которые в это морозное январское утро надеются на получение рабочего места.

Мифы о Модели Т

Движущаяся линия для сборки Модели Т была идеей Генри Форда. Это не совсем так. Производственный директор компании Ford писал в своих мемуарах: «Генри Форд, как правило, считается отцом массового производства. Но он им никогда не был. Он был его спонсором. Мистер Форд не имел ничего общего ни с возникновением, ни с разработкой, ни с введением движущейся сборочной линии в производство. Он вдохновлял работать. Его видение производство и готовность применения нетрадиционных методов служили для нас примером».

Все Модели Т были черного цвета. Это неправда. Политика «любой цвет, который вам нравится, при условии, что он черный» начала применяться с 1913 года. Согласно легенде, черный лак японского производства был выбран из-за его быстрого высыхания. Что тоже не является правдой. Правда в том, что черная краска была более дешевой и более долговечной. Ford восстановили палитру цветов Модели Т в 1926 году.

Модель Т не являлась абсолютно новой моделью. Это не совсем так. Эта модель была полностью инновационной, включая использование ванадиевой стали, которая была прочнее и легче обычной стали; интегрирование маховика/ магнето; и четырехцилиндровый двигатель-моноблок со съемной головкой блока цилиндров. Кроме того, Модель Т была очень легкой и весила около 544 кг. Но при всем при этом, Модель Т стала эволюцией очень успешной Модели N (годы выпуска 1906-1908).

Модель Т никогда не изменялась. Неправда. Компания Ford на протяжении многих лет вносила ряд механических и косметических изменений в работу Модели Т, в том числе в 1926 году компания ввела в эксплуатацию безопасное лобовое стекло, впервые в отрасли. Но ключевые моменты никогда не изменялись в Модели Т. В ней сохранялась все та же двухступенчатая планетарная коробка переключения передач еще долго после того, как многие конкуренты уже предлагали трехступенчатые коробки с рычагом передач, охлаждение осуществлялось через термосифон (это означает отсутствие водяного насоса), а электрический запуск не был представлен даже в качестве опционального вплоть до 1919 года.

Модель Т была сложной для езды. Как раз наоборот. По сравнению с другими автомобилями тех дней, привести Модель Т в движение было достаточно просто, как только водитель привыкал с ней обращаться. Самым сложным было пробудить жизнь в двигателе Модели Т. Он был склонен к обратной вспышке, которая за долгие годы стала причиной не одной сломанной конечности.

Рейтинг: 

© Все права защищены

Комментарии

Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.