Испытания комплектов тормозных систем Alcon, Brembo StopTech и колодок Hawk HP Plus

Тест-драйв спортивных тормозных систем на Subaru WRX

виды тормозных дисков

Тормозной диск — диск из материала с высоким коэффициентом трения к которому прижимаются тормозные колодки и за счёт силы трения останавливают его вращение, а с ним и вращение колес. По принципу сохранения энергии, по которому энергия видоизменяется, а не исчезает без следа, кинетическая энергия вращающегося диска переходит в тепловую энергию, и диск нагревается. Комплект тормозов автомобиля состоит из ротора - части за которую цепляются тормозные колодки, самих колодок и суппорта, который держит колодки и сжимает при нажатии на педаль тормоза. От суппорта идут тормозные трубки и шланги, по которым течет тормозная жидкость. При нажатии на педаль тормоза, жидкость в тормозной системе нагнетается и сдавливает поршни колесных цилиндров, которые прижимают колодки к ротору. Автомобиль останавливается.

При интенсивном движении по зигзагообразной трассе или серпантину, где много поворотов, двигатель, трансмиссия и шины работают не теряя рабочих характеристик на протяжении долгого времени. Чего не скажешь о большинстве тормозов серийных автомобилей, которые при частом нажатии педали тормоза на крутых поворотах быстро перегреются и перестают нормально работать. Это называется, перегрев или затухание тормозов. При нагревании тормоза постепенно теряют сцепляющие свойства. Первый признак, что тормоза перегрелись - увеличение усилия, прилагаемого при давлении на педаль для замедления автомобиля, за которым следует увеличение хода педали тормоза. По мере нагревания тормозов, тормозной путь будет увеличивается до тех пор, пока, накалившись до красна, автомобиль просто откажется останавливаться.

 

Вообразите чувство при движении к повороту на скорости 100 километров в час на отказавших тормозах. Решением проблемы перегрева тормозов в серийном автомобиле будет покупка и установка дорогого, продвинутого тормозного комплекта, куда входит 4 диска и 4 суппорта из термического материала с дополнительным охлаждением.

Чтобы убедится, что спортивные тормозные комплекты превосходят заводские в работе при высокой нагрузке и риске быть перегретыми, провели тест испытав заводской комплект и несколько спортивных.

Для теста приобрели четыре дорогих спортивных комплекта, которые по очереди поставили на Subaru Impreza WRX, чтобы испытать на высоких скоростях и крутых виражах. В WRX стоит антиблокировочная тормозная система (ABS), которую будем периодически отключать. ABS предотвращает блокировку колес при торможении, сокращая тормозной путь. Для чистоты эксперимента опробуем купленные комплекты и с включенным ABS и с выключенным.

Subaru WRX

Испытываем тормоза Alcon Prodrive, Brembo Lotus и F50, StopTech и колодки Hawk HP Plus

Alcon Prodrive купили за 130 864 рублей. Взяли пару комплектов Brembo - популярная итальянская компания, занимающейся разработкой автомобильных тормозных систем для гоночных и спортивных автомобилей. Тормоза Brembo часто подделывают, как отличить подделку рассказывали тут. У Brembo взяли комплект Lotus, по цене 169 881 рублей, и F50 - 196 067 рублей. Четвертый комплект StopTech - 110 963 рублей. Ввиду того, что хотели опробовать серийные тормоза с дорогими колодками, остановили выбор на Hawk HP Plus, так как они подходят и к спортивным суппортам и роторам и к заводским. Цена 8 510 рублей за комплект. Самостоятельная установка одного комплекта дисков и колодок, с прокачкой жидкости занимала 2 часа. Пользовались инструкциями, идущими в комплектах и статьей "Замена тормозных колодок своими руками".

Размеры роторов и суппортов Prodrive, Lotus, F50 и StopTech больше, чем в заводских тормозах WRX, и не помещаются в родные 16-дюймовые колеса шириной 6,5 дюйма. При апгрейде тормозов владельцам часто приходится покупать новые колеса большего диаметра, так поступили и мы.

Alcon Prodrive

К тестируемому WRX с новыми комплектами тормозов по размеру подошли 17-дюймовые легкосплавные диски SSR за 87 199 рублей. Каждый из купленных дисков, хоть и больше в размере, но на 2,7 килограмма весит меньше стандартного 16-дюймового. Шины поставили Kumho Ecsta Supra 712 стоимостью 4 650 рублей за колесо. Размер выбрали 235 / 40ZR-17, чтобы динамический радиус совпадал с динамическим радиусом заводских шин Subaru.

В тесте заменялись только передние тормоза. В обычных легковых автомобилях, как WRX, 80 % торможения выполняется передними колесами, так как при резком нажатии на педаль тормоза центр тяжести машины перемещается примерно на 50 сантиметров вперед, поэтому основная нагрузка ложиться на передние колеса, а на задние уменьшается. Так как коэффициент трения шин с дорогой пропорционален нагрузке, то большая часть тормозного усилия приходится на передние шины, где трения в этот момент предостаточно. Задние тормоза играют малую роль при экстренном торможении, поэтому их не меняли.

Продвинутые комплекты отличаются от заводских размером и конструкцией. Чем больше площадь ротора на диске, тем лучше рассеивается тепло, которое генерируется при работе тормозов. Отверстия, находящиеся на фрикционной части диска, лучше вентилируют воздух, а значит лучше охлаждают.

Комплекты идут с большими цельными или «моноблочными» суппортами из единого куска метала и двумя парами противоположно установленных поршней из алюминия. Суппорт в спортивных комплектах представляет собой скользящую конструкцию из двух частей с двумя поршнями на внутренней стороне. Размер суппорта не играет роли в гашении температуры, однако, влияет на ощущение педали, а точнее модуляцию.

Модуляция - критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза.

Колодки влияют как на ощущение педали, так и на перегрев дисков. Фрикционные накладки на колодках, которые цепляются за диск и равномерно стачиваются, не царапая поверхность ротора, предназначены для работы при высоких температурах. Накладка гоночной колодки плохо работает на «холодную». И наоборот, фрикционная накладка серийного автомобиля потеряет тормозные свойства, если ее перегреть. Не существует колодки хорошо работающей и при холодной и при раскаленной внутренней температуре. Поскольку обычные колодки должны не терять свойств, и при - 30 градусах мороза, они имеют тенденцию к снижению производительности при высоких температурах.

колодки Hawk HP Plus

Испытания спортивных тормозных систем Brembo, Alcon, StopTech

На тест ушла неделя. Для чистоты эксперимента, за неделю до испытаний, каждый комплект устанавливался на машину для выполнения рекомендуемых процедур обкатки. Обычная тормозная жидкость заменена высокотемпературной жидкостью Motul RBF 600 Factory Line, поскольку кипящая жидкость, может также негативно сказаться на перегреве тормозов. Жидкость Motul стоит 719 рублей за 0.5 литра.

После установки и прокачки тормозной системы, выполняли поочередно следующие тесты:

1) Три остановки со скорости в 65 км/ч до 0, чтобы проверить эффективность в холодном состоянии.

2). Три остановки с 100 до 0 километров в час.

3) Чтобы проверить работу тормозов на высоких температурах, давали дискам остыть до температуры окружающей среды и делали 25 остановок со скорости 145 км/ч с интервалом времени 22 секунды между каждой остановкой.

4) Чтобы измерить модуляцию с педалью тормоза каждой системы, снова давали тормозам остыть, отключили ABS, удалив предохранитель, и выполнили серию остановок со 100 километров в час.

Мерилом эффективности был тормозной путь, который проделывала машина на разных комплектах систем.

перегрев дискаГлавная цель нашего теста была в проверке потери тормозных свойств при перегреве, а не в измерении длинны тормозного пути. Когда тормоза отрегулированы и стабильно блокируют колеса, еще не раскалившись теряя свойства, тормозной путь зависит от тяги шины, а не от тормозов. Как тормозные системы серийных автомобилей, так и дорогие системы спортивных, одинаково дают сигнал к началу работы ABS, и одинаково останавливают автомобиль. При одинаковых условиях тестирования, наш Subaru показал бы одинаковый тормозной путь, как на базовых тормозах, так и на спортивных. Более сильные тормоза не сокращают тормозной путь. Эрик Даль, инженер Brembo, объяснил это так: «Продвинутый тормозной комплект не остановит автомобиль раньше, чем заводской, но 20-й круг на треке будет ощущаться как первый». То есть в тесте исследуем способность тормозов сопротивляться перегреву. Сравнивать тормозной путь у разных систем нет смысла.

Хоть Даль и предупреждает, что не стоит ожидать сокращения тормозного пути от комплектов спортивных тормозных систем, в тесте обнаружилось, что все спортивные тормоза в сочетании с колодками Hawk превосходили стандартные. Системы были настроены хорошо и сбоев в работе не давали. В тесте остановки с 60 км/час и стандартные и спортивные комплекты останавливали машину примерно на одной отметке с разницей в один метр. При этом, у всех комплектов, кроме Prodrive, компоненты легче, чем у заводских тормозов. Ниже приведен разбор каждого комплекта, начиная с заводского с оригинальными колодками Subaru, с колодками Hawk, а затем остальных комплектов в алфавитном порядке.

ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВ SUBARU WRX

Subaru WRX

Для иллюстрации перегрева систем посмотрите на то, как работали штатные тормоза в тесте "остановка на скорости 145 км в час". Тест на холодную при первой остановке показал тормозной путь 96 метров, что на 3-6 метров длиннее, чем средняя величина тормозного пути третьего теста, когда мы насиловали машину остановками через каждые 22 секунды 25 раз. После 25-ой остановки тормоза перегрелись, и каждая следующая остановка проходила на большее расстояние. В тесте с торможением при включенном ABS удалось сделать всего четыре остановки со скорости 60 км/ч, та как система сильно перегрелась.

Установив колодки Hawk HP Plus, обнаружили похожую тенденцию перегрева, но тормозной путь был значительно короче. В течение четырех остановок со скорости 60 км в час колодки Hawk останавливали автомобиль в среднем на отметке 96 метров; против 130 метров на оригинальных колодках. В тесте с включенным ABS колодки Hawk останавливались лучше со скорости 145 км/час. Однако отключив ABS, стандартные тормоза и колодки Hawk начали показывать лучшую модуляцию.

Оригинальные колодки WRX показали стабильную работу и при плавной езде не подвели, но, если на автомобиле ожидается драйверская езда, берите колодки Hawk HP Plus.

ИСПЫТАНИЯ BREMBO LOTUS и F50

Brembo Lotus

Brembo Lotus

Тестируя два набора Brembo, хотелось узнать разницу, которую получаешь, переходя с "дешевого" Lotus за 169 881 рублей на комплект F50 за 196 067 рублей, кроме той, что роторы и суппорты F50 тяжелее и больше чем у Lotus.

Оба набора просты в установке. Тормозные трубки из нержавеющей стали используют стандартные точки крепления WRX, а колодки снимаются и заменяются за считаные секунды. В штатной инструкции, идущей с комплектом, есть одна критическая неточность - рекомендуемый момент затяжки болтов суппорта слишком высокий, можно сорвать резьбу. Письмо с уточнениями уже отправлено через официальный сайт Brembo, надеемся ошибку в инструкции исправят.

У набора F50 был самый короткий тормозной путь в тесте "остановка со скорости 110 километров в час" - 56 метров. У Lotus в этом тесте тормозной путь 4 метра путь длиннее. Самое большое различие между двумя наборами обнаружилось в тесте на перегрев. F50 показал более стабильную работу после 25-ой остановки. Перегрев Lotus начался раньше, результат отличался в худшем случае на 6 процентов, но остановки уже были не так стабильны, как в F50. Причина различия комплектов может крыться в том, что F50 тяжелее и массивней, а может при установке Lotus плохо прокачали систему, не удалив весь воздух. Даже небольшое количество воздуха могло бы повлиять на более длинный тормозной путь Lotus.

суппорта Brembo F50

Включив предохранитель ABS, разницы в ощущении педали между двумя наборами не почувствовали. Модуляция комплектов Brembo ощущается как что-то среднее между жестким усилием StopTech и легким Prodrive.

ТЕСТЫ СИСТЕМЫ PRODRIVE

тормозная система Alcon Prodrive

Prodrive единственный комплект, в котором не было тормозных трубок из нержавеющей стали. Стальные трубки жестче, чем стандартные резиновые, поэтому немного усилят ощущение педали на любой тормозной системе. Не представляем, как ставить такую дорогую систему с резиновыми трубками, поэтому для теста купили трубки из нержавеющей стали по цене 3 273 рубля

Установка была простой, но комплект требует регулировки кронштейна суппорта для установки нужного зазора между ротором и суппортом. Сделать это легко почитав инструкцию, идущую с комплектом.

Комплект Prodrive не выделился ни в одном тесте, при этом показывая стабильный результат, то есть ни хуже и не лучше. Хороший середнячок. Тормоза работали хорошо и на горячую и на холодную. Усилие на педали было самым легким в группе.

ТЕСТ-ДРАЙВ STOPTECH

STOPTECH

Повезло, что первым комплектом, устанавливаемым на машину, был StopTech. Инструкция, идущая с этим комплектом наиболее полная и легкая. Как и комплекты Brembo, блок StopTech поставляется с трубками из нержавеющей стали, в которых стоят заводские точки крепления, как в стандартной тормозной системе WRX.

StopTech - самый дешевый комплект, но работает так же хорошо, как и другие. У него было самое короткое среднее тормозное расстояние. В тесте после перегрева - со 145 км в час он тормозил на отметке 90,5 метров. Со скорости 110 км. в час StopTech остановился на отметке 57 метров, что на 60 сантиметров больше отметки Brembo F50 - 56,2 метра.

Когда начали тест с отключенным ABS, обнаружили, что комплект StopTech потребовал наибольшего усилия для блокировки колес. Как и во всех остальных комплектах, чувство педали тормоза было отличным.

Комплект StopTech стоит своих денег. Единственным недостатком было то, что, сняв суппорты для установки очередного комплекта, обнаружили, что монтажные шпильки вышли из кронштейнов. Не велика поломка, но все же.

Индивидуальные особенности комплектов

На роторах Prodrive и StopTech высверлены нарезанные канавки, в Brembo Lotus поперечно-просверленные отверстия, а в роторах F50 есть как вентиляционные отверстия, так и канавки. Канавки предотвращают попадание пыли стачиваемых колодок на поверхность контакта колодки с ротором, а отверстия нужны для вентиляции и охлаждения. Некоторые эксперты говорят, что отверстия в роторах с перекрестным бурением создают зоны концентрации высоких напряжений и сокращают срок службы ротора. Другие утверждают, что, если отверстия просверлены и скошены правильно, срок службы ротора не уменьшится. Разницу в производительности обнаружить не удалось. Все диски хороши.

Вывод

Любой из этих комплектов позволит WRX постоянно проходить круг по гоночной трассе без снижения тормозных характеристик и будет стабильно выполнять любимые серии длинных поворотов. Комплекты тормозов подбираются для большинства автомобилей, за исключением нескольких дорогих спортивных моделей. Спортивные комплекты лучше переносят перегрев ввиду термостойкого материала, вентиляции, размеру. Аналогов тормозных систем, стоимостью меньше 150 000 рублей с характеристиками, улучшающими характеристики шасси автомобиля 10/10, не существует. Если собираетесь испытать автомобиль на крутых виражах, покупка оправдана.

 

Рейтинг: 

© Все права защищены

Комментарии

Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)