Как заменить автомобильные тормозные колодки [пошаговая инструкция]
КАК РАБОТАЕТ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ?
Машины бывают с дисковыми и барабанными тормозами. Барабанные это пережиток прошлого, хотя до сих пор встречаются на задних колесах некоторых автомобилей, например на американском Toyota Prius(ссылка). Современные автомобили идут с дисковой тормозной системой, где при нажатии на педаль колодки зажимают вращающийся ротор тормозного диска, замедляя колеса. Колодки состоят из металлического каркаса и фрикционного материала, который соприкасается с тормозным диском. Фрикционный материал от трения стачивается, из-за чего на колесах после долгой поездки скапливается фрикционная пыль. Пылят колодки потому что фрикционный материал делают из графитовой смеси. Раньше материал делали из асбестовой основы, которая не оставляла темного следа от пыли. Но в Европе узнали, что асбест при изнашивании выбрасывает наноиглы попадающие в воздух, а с воздухом оседающие в легких, желудке, и его запретили.
Фрикционный материал колодки изнашиваются, увеличивая тормозной путь. Протертые до металлического каркаса колодки, царапают тормозные диски.
Скорость изнашивания колодок зависит от стиля вождения, качества фрикционного материала.
Как определить, что колодки изношены:
- замерив линейкой оставшуюся часть фрикционной накладки;
- по диагональной или продольной прорези отводящей тормозную пыль – если прорезь еще есть, то можно ездить;
- по проваливанию педали тормоза;
- по скрипу при торможении, указывающему на срабатывание индикатора износа колодки – скрипеть начнет прежде, чем металлическая часть колодки начнет царапать диск;
- по загоранию индикатора износа колодок, которому следует доверять в последнюю очередь, так как пока эта опция вызывает много критики за недостоверность;
- по круглым следам или бороздкам на тормозных дисках, похожим на бороздки виниловых пластинок.
Слишком глубокие бороздки указывают, что пора менять диски. Если диски еще не сильно изношены, их можно проточить на станции тех. обслуживания, если еще осталось что протачивать.
ЧТО СТОИТ ПРОВЕРИТЬ ПЕРЕД ЗАМЕНОЙ
Сняв колесо, осмотрите тормозные шланги на предмет трещин. Если в шлангах трещина, то через нее будет попадать воздух, снижая давление в системе, из-за чего тормоза будут работать хуже, педаль тормоза проваливаться. На соединениях не должно быть подтеков тормозной жидкости. Если обнаружили утечку, найдите источник. Утечка в гидравлической системе опасна тем, что тормоза могут не сработать в самый опасный момент.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАМЕНЫ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
Понадобиться:
* С-образная струбница – будем толкать тормозной поршень в суппорте, возвращая в исходное положение. Примечание: некоторые автомобили требуют специальный инструмент для втягивания поршня;
* Гаечный ключ – чтобы ослабить направляющие болты суппорта;
* Перчатки – чтобы защитить руки от химии и грязи;
* Респиратор и защитные очки – респиратор, чтобы предотвратить вдыхание пыли и стружки, а очки, чтобы защитить глаза от мелких кусочков металла и химической жидкости;
* Очиститель тормозов и салфетку – протереть диски от фрикционных остатков старых колодок, металлической стружки, частичек гравия и асфальта, чтобы не испортить поверхность новых колодок;
* Смазка или паста для противоскрипных пластин;
* Смазка для направляющих суппорта.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ЗАМЕНЕ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
Поставьте стояночные блоки под колеса, чтобы автомобиль не укатился. Начинайте с колеса максимально удаленного от бочка главного тормозного цилиндра. Ослабьте (но не снимайте полностью) гайки на колесе.
Снимите крышку с расширительного бочка главного тормозного цилиндра, чтобы когда начнете задвигать поршень в суппорте на место, жидкость не полилась через крышку от переизбытка давления.
Поднимите автомобиль домкратом. После установки машины на домкрат, слегка покачайте автомобиль. Пускай упадет с домкратов сейчас, чем при работе.
Открутите гайки колеса до конца и снимите колесо.
УДАЛЕНИЕ
Гаечным ключом ослабьте направляющие суппорта и отодвиньте суппорт в сторону. От шлангов его освобождать не надо. Не вывешивайте суппорт под собственным весом на шланги, чтобы не порвать. Прикрепите суппорт к ближайшим частям подвески, проволокой или проводом. Не перекручивайте и не зажимайте шланги.
Взгляните на диск, который теперь не прикрыт суппортом. Если на диске есть глубокие царапины или бороздки, можно снять диск для полировки поверхности на шлифовальном станке или замены. Допускается износ диска 1-1,5 мм от нормы производителя. Разница в более 2 мм указывает на однозначную замену. Точить такие диски нельзя. В мастерских диски протачивают не снимая с автомобиля.
Убрав суппорты видим колодки удерживаемые шпильками или болтами, а иногда и тем и другим. Извлеките шпильки и колодки.
УСТАНОВКА
Очистите диски очистителем тормозов и салфеткой.
Очистите противоскрипные пластины от старой смазки и нанесите новую, равномерно распределив по всей поверхности рабочей стороны. Установите пластины на металлический корпус колодки смазанной стороной.
Смажьте скобы супорта противоскрипной смазкой.
Аккуратно перенесите индикатор износа колодок со старой пары на новую.
Извлеките направляющие суппорта, очистите, обезжирьте, смажьте тормозной смазкой.
Переходим к выдавливанию поршня суппорта.
Цилиндрический поршень стоит в суппорте и давит на внутреннюю сторону колодки прижимая к диску, когда выжимается педаль тормоза. Поршень приспосабливается к изношенным колодкам и смещается из заводского состояния в сторону изнашиваемой колодки. Новые колодки толще, поэтому поршень надо раздвинуть в исходное положение, прежде чем суппорт, вместе с новыми, более толстыми колодками, станут на свои места.
Поместите конец С-образной струбницы с винтом на поршень. Между струбницей и поршнем, можно поместить мягкий материал или дощечку, чтобы защитить поверхность поршня. Поворачивайте винт и струбница усилит давление на поршень. Продолжайте затягивать поршень, пока новые колодки не будут помещаться в суппорт.
Если обнаружили, что поршень сопротивляется втягиванию, не давите на него. Возможно, поршень суппорта провернулся. Если это так, то понадобится специальный инструмент заправляющий поршень обратно в суппорт.
Как только поршень суппорта возвращен на заводское место, можно закрыть крышку резервуара с тормозной жидкостью. Лучше не оставлять резервуар открытым на долго. Мусор или даже вода в гидравлической системе лишние. Тормозная жидкость гигроскопична, что означает, что она впитывает и удерживает воду. Вода снижает стойкость жидкости к закипанию и снижает вязкость, благодаря которой максимально точно передается тормозное усилие с педали на тормоза.
Новые колодки должны встать на места, где раньше располагались старые, без усилий. Если поршень затянут, а колодки все равно сопротивляются, можно помочь резиновым молотком.
Установите шпильки или болты, если они удерживали старые колодки.
Вставьте смазанные направляющие и установите суппорт на ступицу. Убедитесь, что суппорт плотно прилегает, и затяните болты удерживающие суппорт.
Убедитесь, что тормоза работают нормально, надавив на педаль тормоза. Возможно, понадобиться пара нажатий, чтобы компоненты встали на свои места.
Установите колесо на место, закрутите гайки, опустите автомобиль на землю. Затяните гайки.
Проверьте уровень тормозной жидкости в бочке. Если в бочке скопились излишки жидкости, откачайте до уровня max и закройте крышку.
Комментарии
Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)