Что тормозит развитие водородных автомобилей?

Почему водородный автомобиль до сих пор не положил на лопатки электромобиль – если коротко, его негде и нечем заправлять

Road&Track Первый автомобиль на водороде в США появился в 1959 году. В 1974 году мартовскую обложку американского автомобильного журнала Road&Track венчало заглавие «Водород: новое и чистое топливо будущего». Думаем, что авторы не догадывались, что пишут о будущем, которое должно было наступить через 45 лет, но так и не наступило.
Подробней о водородных топливных элементах и о том, как они питают автомобиль электроэнергией, писали здесь.
В апреле 2004 года город Сан-Франциско купил два автомобиля Honda FCX с водородными топливными элементами. Мэр Гэвин Ньюсом провел пресс-конференцию, на которой показал насколько чистыми будут выбросы Hydrogen машин, собрав конденсат из выхлопной трубы в бумажный стаканчик и сделав глоток.
Осенью 2020 г. Ньюсом, сейчас губернатор Калифорнии, подписал распоряжение, требующее, чтобы все новые автомобили и малотоннажные грузовики, продаваемые в штате, были с нулевым уровнем выбросов, начиная с 2035 года. Амбиции губернатора поддерживались растущим списком электромобилей. Калифорния – первый потребитель электроэнергии для автомобилей. По данным Калифорнийской энергетической комиссии (CEC), по всему штату более 70 000 общественных и общих частных розеток для зарядки автомобилей. Tesla Model 3 был самым продаваемым автомобилем в штате в первом квартале 2020 года – калифорнийцы испытывают аппетит к экологически чистым автомобилям. Поэтому штат идеальное место для испытания водородных автомобилей, которые содержат больше энергии и быстрей заправляются, чем электромобили.

Начали за здравие, кончили за упокой

седан Mirai

Toyoya Mirai

Но даже в Калифорнии будущее водорода туманно. В 2015 году, когда Toyota представила в США седан Mirai на водородных топливных элементах, автопроизводитель стал называть клиентов первопроходцами по тропе водородных автомобилей. Однако первопроходцы никогда точно не знают, во что ввязались. Стимулов для покупки Mirai хоть отбавляй – модель дают в аренду; покупателям дарят сертификаты на заправку. В 2020 году электромобилей на топливных элементах (FCEV) в Калифорнии было 9000. Но владельцы машин столкнулись с проблемой – в штате площадью 422 тысячи квадратных километра, сейчас всего 47 водородных общественных станций, на которых не всегда есть топливо. Подробную карту водородных АЗС смотрите здесь.

седан Mirai внутри

Toyoya Mirai

Полевые исследования спроса на водородные машины от Honda

Начиная с 2008 года, Honda начала ограниченную лизинговую программу для 200 седанов , питающихся от водородных топливных элементов. Как итог, только 24 клиента из Южной Калифорнии, США, платили в течение трех лет ежемесячный взнос в 600 $. В 2011 году срок аренды закончился, и компания Honda продлила договора с этими клиентами, дополнительно подключив новых к исследовательской кампании. Вот то, что компания узнала нового за время исследований:FCX Clarity

  • водители FCX Clarity без проблем передвигались на короткие дистанции через город Лос-Анджелес и его округа (Honda утверждает, что диапазон движения FCX – 435 км);
  • отсутствие развитой сети АЗС – основное неудобство для арендаторов, которые живут вдалеке от водородных заправочных станций в Калифорнии. Большинство станций расположено недалеко от Лос-Анджелеса, привязывая автомобили к 240-километровой зоне;
  • в среднем водители проезжали 19 500 км за год;
  • продавцы, отпускающие в лизинг автомобили FCX Clarity, проходят подготовку «Как обучать клиентов обращаться с водородным автомобилем». «Продавцам задают вопросы, каких они прежде не слышали», говорит менеджер по продажам и маркетингу моделей Honda с топливными элементами, Стив Эллис.

Honda FCX Clarity 2008-2014

Honda FCX Clarity 2008-2014

Проблемы с доставкой водорода на заправки

Спустя 17 лет, после дегустации Ньюсом конденсата, одни владельцы водородных автомобилей их хвалят; другие считают минуты до окончания срока аренды Mirai, из-за отсутствия водородных заправок. Подъезжая к водородной станции, может оказаться, что водорода на ней нет, из-за сложности в логистике доставки водорода.
Владелец Mirai Дуг Думитру создал сайт H2-CA.com, на котором люди узнают «будет ли на заправочной станции водород, когда они туда доберутся». На сайте, который каждые 60 секунд получает информацию от California Fuel Cell Partnership, количество посетителей достигает 2000 в день, когда не хватает водорода. Статистика сайта указывает, что при наличии на дорогах более 10 000 водородных автомобилей на 47 водородных станций, водород может на одной из станций внезапно закончится, пока до нее доедет одна из 10 000 машин.

С 2015 ГОДУ TOYOTA ПРОДАЛА В США МЕНЕЕ 7000 МОДЕЛЕЙ MIRAI. ПРОШЛЫЙ ГОД БЫЛ ХУДШИМ ГОДОМ ДЛЯ ПРОДАЖ – 499 АВТОМОБИЛЕЙ, ЧТО НА 73 % НИЖЕ МАКСИМУМА, УСТАНОВЛЕННОГО В 2017 ГОДУ.

Проблема с нехваткой водородного топлива возникла в июне 2019 года, когда загорелся завод по производству водорода в Санта-Кларе. Это привело к перебоям в поставках в Южную Калифорнию. Зимой 2020 года, из-за сильных морозов в Техасе, где расположено много водородных заводов, перекрыли дороги для грузовиков и большинство станций в Калифорнии остались без топлива.

Так ли выгодно заправляться водородом?

Водородное топливо до сих пор дорогое: отчет Калифорнийского совета по воздушным ресурсам (CARB, отслеживают загрязнение воздуха), показал, что в 2019 году средняя цена за килограмм водорода составляла 16,51 $. В 2021 году цена не изменилась. Посчитаем экономию от передвижения на водородном автомобиле при таких расценках, на примере Hyundai Nexo. Модель вмещает 6,3 килограмма водорода и, по методологии Агентства по охране окружающей среды США (EPA), проезжает 60 миль на килограмм (96 км/кг.). В переводе на километры и рубли, машина на «полном баке» проедет 608 км., что будет стоить примерно 7 564 ₽ (104 $).
Сравним показатели водородного Hyundai Nexo за 4 300 000 ₽, с бензиновым Hyundai Tucson ценой начинающейся от 1 900 000 ₽. Смешанный расход Tucson – 7.7 литра на 100 км. При цене 55 руб. 50 коп. Tucson для преодоления отрезка в 600 км. потребуется заправить на 2 564 рубля (46 литра). При этом бак у модели 54 литра, то есть проехать без дозаправки он сможет на 100 км. больше. На лицо победа в экономии за Hyundai Tucson.
Но есть одно НО. Большинство владельцев водородных машин не платят за водород: Toyota, Honda и Hyundai выдают топливную карту на 15 000 $, действующую 36 месяцев при покупке или аренде водородной машины.

Hyundai Nexo/Hyundai Tucson

Hyundai Nexo/Hyundai Tucson

Как заманивают в секту водородных автомобилей

Производители из кожи вон лезут, чтобы привлечь интерес к автомобилям на водороде, ожидая развития водородной инфраструктуры от государства.

В комплекте с Nexo за 60 120 $ Hyundai предлагает:

  • техническое обслуживание в течение трех лет или 60 000 км;
  • 10-летнюю / 160 000-километровую гарантию на аккумулятор;
  • бесплатную аренду автомобиля на 1 неделю один раз в год, на случай, если нужно выехать в дальний район, где нет водородных станций.

Привилегии владельцев водородных машин в Америке:

  • могут ездить в одиночку по полосам HOV (выделенные полосы для автомобилей с пассажирами, делающие совместные поездки привлекательней. Если поехать по HOV в одиночку на бензиновом автомобиле – оштрафуют);
  • получают 4500 $ или 7000 $, если их доходы не так велики, от Центра устойчивой энергетики США по проекту скидки на чистый транспорт;
  • имеют право воспользоваться федеральной налоговой льготой до 8000 $.

Пример негативного опыта с водородным автомобилем

В 2018 году отставной инженер Microsoft Кирк Нейсон купил Mirai для дочери, которая ежедневно передвигалась по межштатной автомагистрали 605 туда и обратно. Власти штата обещали вот-вот построить новые заправочные водородные станции вдоль трассы. Станции построили, но когда машину  дочери пару раз эвакуировали с трассы из-за отсутствия водорода на местных заправках, дочь купила внедорожник с бензиновым двигателем. Mirai поселилась в гараже, ожидая окончания аренды за 543 $ в месяц. Нейсон пытался вернуть машину пораньше, но в Toyota ему отказали.
Продать подержанный Mirai 2018 года тоже не имело смысла – он стал ужасающе дешев: новый автомобиль, стоимость которого в 2018 году была около 60 000 $ (цена на 2021 год начинается с 50 495 $), в 2021 году продается примерно за 15 000 $, а то и ниже. Редакция Zap-online.ru нашла приличный Mirai 2017 года за 8500 $. В дилерских центрах Toyota подержанные Mirai стоят немного дороже, но есть причина: купите один, и получите топливную карту на 15 000 $. Те кто продают подержанный Mirai, передать топливную карту с неизрасходованными деньгами не смогут, она не передается.

Выводы

Будущее водородных топливных элементов в автомобилях туманно. Добывать Hydrogen не загрязняя окружающую среду все еще дорого, а правительства стран мира не спешат с развитием инфраструктуры. Думаем, что когда найдут способ добывать водород чище, быстрее, дешевле, этот альтернативный источник топлива выстрелит.

Рейтинг: 

© Все права защищены

Комментарии

Гриша (не проверено)
Спасибо за материал.

Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)