История, как Ford сделал автомобиль доступней, а Америку богаче
Как удалось снизить цену на модель Ford Model T и повысить зарплату рабочим завода?
Ford Model T – первый доступный автомобиль, который стал дешевле за счет сборки модели на сборочной линии. В сборке применили принцип конвейера, что уменьшало ручной труд, ускоряло сборку, снижало себестоимость модели.
Model T эволюционировала из Model N (годы выпуска 1906-1908) в октябре 1908 года.
До появления движущейся сборочной линии, Ford и другие автопроизводители по-разному собирали автомобили. Бригада рабочих ходила от автомобиля к автомобилю, цепляя и прикручивая к нему разные детали. Иногда каркас машины перетаскивали в другой цех и продолжали сборку. От начала и до конца участвовала одна и та же группа людей. Так Ford собирала Model Т на заводе в Хайленд-Парке три года, пока не внедрила в сборку конвейер.
Ручная сборка автомобиля
Как это было?
До того как придумали генератор, в маховик двигателя Model Т устанавливали магнето. Магнето преобразовывало механическую энергию в электроток зажигания в двигателе. Подробней о магнето здесь. Конструкция магнето представляла сложный механизм состоящий из множества деталей. До апреля 1913 года каждый магнето собирался одним работником. В среднем, один работник собирал до 35 магнето за 9-часовую рабочую смену, или примерно одно за 15 минут.
В апреле 1913 года, начальник производства Чарли «Чугун» Соренсен, начал внедрять на заводе в Хайленд-Парке, конвейерные ленты. На движущихся лентах каркас магнето двигался мимо работников, а те собирали его добавляя одну-две детали. Это снижало время сборки с 15 минут до 5, а рабочая сила уменьшилась вначале до 29 человек, а потом до 14.
История сборочной линии Ford
Соренсену не потребовалось много времени, чтобы применить принцип подвижной конвейерной линии ко всем этапам сборки Model Т. Время сборки двигателя сократилось с 10 часов до 4. В августе 1913 года время сборки шасси удалось сократить с 12 часов до 6, в октябре это время снизилось до 3 часов, а в декабре шасси собирали уже за 2,3 часа.
К октябрю завод Ford в Хайленд-Парке, штат Мичиган, представлял собой лабиринт из сборочных конвейерных лент, мостовых кранов, сотен машинных станков. Эксперимент с магнето дал плоды.
Как увеличились темпы производства
Первый завод Ford был построен в 1904 году на Пикетт-авеню в районе Милуоки-Джанкшн в Детройте, штат Мичиган. В 1909 году на Пикет-авеню собирали 10 660 Model T в год.
В 1910 году завод переехал в город Хайленд-Парк. Производство автомобилей достигало 19 050 единиц автомобилей. К 1912 году производство выросло до 68 773 Model Т в год.
Но эти цифры были смешными по сравнению с результатами полученными от внедрения движущейся сборочной линии. В 1913 году с конвейера сошли 170 211 автомобилей, в 1914 г. – 202 667, в 1916 г. – 500 000, в 1917 г. – 735 020 автомобилей в год. В 1918 году промышленное производство США снизилось по причине последнего года I Мировой Войны, а также экономического спада последовавшего после этого. Но уже к 1920 году рынок восстановился, и впервые в истории производство Model Т превысило один миллион автомобилей в год – 1 301 067 единиц. Показатель достиг пика в 1923 году и составил 2 011 125 автомобилей в год, затем в 1924-25 гг. этот показатель составил около двух миллионов, и, наконец, спрос начал затихать.
По причине устаревания и неряшливого внешнего вида, по сравнению с конкурентами, 26 мая 1927 года Model T сняли с производства. Примерное число выпущенных моделей составило около 15 миллионов.
На фото 10 августа 1913 года, 1000 законченных шасси на заводе в Хайленд-Парке – суточная норма на тот период. К 1916 году с конвейера ежедневно сходило 2 000 автомобилей. В 1926 завод достиг небывалого уровня – 9 000 машин в день.
Доступный автомобиль
Целью Генри Форда было «собрать доступный автомобиль». Ключом к цели оказалось не удешевление автомобиля, а снижение себестоимости производства.
Первые модели Ford Model T были простыми, прочными, их легко мог отремонтировать владелец даже с самыми скромными механическими навыками. Но они не были дешевыми. $825 стоила базовая модель Ford Model T Runabout ($16 215 в 2023 году) и $850 пятиместная Ford Model T Touring ($16 808 в 2023 году). Цены указаны без дополнительных услуг – боковые шторки в 1910 году поднимали стоимость автомобиля до $ 900-950 ($17,689.89 – $18,672).
Но по мере роста производства, стоимость Model Т стала снижаться. За улучшенную модель Touring T компания Ford просила, в переводе на цены 2023 года, $11,871 в 1913 году, $12,929 в 1915 году, и $8,347 в 1917 году. Самой низкой цена модели Touring была в 1925 году – в пересчете на наши деньги с учетом инфляции $4,918. Модель Runabout в том же году, стоила $4,409. Правда потом цены вновь незначительно подросли.
Прошло немного времени и конвейерное производство наладили конкуренты.
Фотография 1914 года – сборка шасси на линии
Конвейерная линия сократила время полной сборки Model Т с 12 часов до 6. Постоянные доработки и совершенствование линии сократили сборку модели еще на четыре часа.
$5 в день и социальные обязательства работников завода
5 января 1914 года компания объявила, что увеличивает ставку заработной платы до $5 за восьмичасовой рабочий день – ставка в два раза превышала среднюю плату по рынку за девятичасовой рабочий день.
Мотивы Форда были прагматичны. Выполнять одни и те же задачи возле конвейера, по множеству часов каждый день – было очень скучно, поэтому компания столкнулась с большой «текучкой» кадров. В 1913 году, например, автопроизводитель вынужден был нанять 52 тысячи работников для штата в 14 тысяч человек.
К пятидолларовой банкноте прилагались социальные обязательства. Основная заработная плата составляла $2,34. Чтобы получить право на дополнительные $2,66, работник должен был соответствовать стандартам компании – вести трезвый образ жизни, никаких азартных игр, бережливость и отсутствие бытовых конфликтов в семье. Форд сформировал социологический отдел, сотрудники которого ходили по домам работников завода, чтобы оценить, достоин ли он (она) полных $5.
Такая политика могла спровоцировать агрессию и пикеты в 2023 году, но в далеком 1914-ом это было приемлемо и резко сокращало процент невыходов на работу или «текучку» кадров. Кроме того, $5 в день привлекали соискателей со всех Соединенных Штатов Америки, особенно с Юга, что изменило демографическую ситуацию в Детройте.
Увеличение автомобилей на дорогах заставило правительство США создать национальную магистральную сеть, развить сеть бензоколонок. С появлением доступного автомобиля были созданы условия для появления пригородов. К тому времени как последняя Model Т сошла с конвейера, машина, как понятие, было полностью интегрировано в повседневную жизнь.
На снимке 10 тысяч соискателей, которые в морозное январское утро надеются на получение рабочего места
Комментарии
Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)