Причина низкой популярности электромобилей в России и мире
Плохие новости из мира электромобилей – в них больше нет «искры»
В октябре 2013 года, Audi объявила, что консервирует проектирование и развитие электрического суперкара R-8 r-tron на три года. В то время как R-8 e-tron не была запланирована как серийная модель, остановка развития этого проекта сигнализировала о том, что электромобили не приживаются на рынке. Проект R-8 r-tron и не возобновился.
Рассветом для электрокаров был 2012 год. В 2012 году компания Fisker надеялась собрать хороший урожай от продаж электрической модели Karma. Nissan Leaf тоже должна была наращивать объемы продаж, чтобы оправдать решение Nissan о переносе завода из Японии в Смирну, штат Теннесси, США. Tesla ожидала, что продажи Model S достигнут пяти тысяч единиц в год. Но электрические модели автомобилей «не выстрелили». В РФ количество продаваемых электромобилей ничтожно мало – по итогам 5 месяцев 2021 года продано 650 новых электрических моделей. Что послужило причиной?
Причин несколько, и автоиндустрия знала о них с самого начала – это стоимость электрифицированных моделей, низкий километраж пробега на полной батарее и отсутствие сети заправок – ошибкой стало то, что производители надеялись на быстрое устранение этих проблем.
Стоимость нового электромобиля от 4 до 6 млн. ₽. На вторичке можно купить праворукий электромобиль Nissan Leaf за 400 тысяч ₽. Поэтому электромобили распространены на Дальнем Востоке РФ: Приморье – 980 автомобилей, Иркутская обл. – 657, Хабаровский край – 477. Такое низкое количество машин – капля в море. Люди не хотят покупать электромобили не только из-за высокой цены нового авто, но и из-за отсутствия сети заправочных станций и малом количестве пробега на полностью заправленной батарее.
Низкий километраж пробега на полностью заряженной батарее
Прорывная технология, увеличивающая километраж «беззапрачочной езды на одном полном баке» и уменьшающая время зарядки аккумулятора электромобиля, все еще остается обещанием. Даже то, что детали на электрические модели становятся дешевле, не спасает отрасль. Эксперты утверждают, что чтобы себестоимость одного электромобиля хотя бы немного приблизилась к себестоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, должно пройти еще от 10 до 15 лет.
Сейчас максимальное расстояние, которое может проехать серийный электрический автомобиль без заправки – 600 км. Таким автомобилем оказалась Tesla Model S. Другие серийные модели показывают меньший пробег без подзарядки. Tesla придумала идею, как увеличить пробег без «дозарядки», но решение оказалось неуклюжим и громоздким. Для дальности поездки в 800 км, Model S нуждается в аккумуляторе, который хоть и будет всего 10 см толщиной, но длина его будет составлять 2,4 м, ширина 1,5 м, а вес составит почти 590 кг. Встраивание такого громоздкого, длинного аккумулятора в автомобиль требует больших затрат, чем компании готовы инвестировать в продукт с таким ограниченным потенциалом продаж. На данный момент Tesla ставит плоские аккумуляторные батареи под днищем своих электрокаров, и является лидером про беззаправочному пробегу электромобилей. Для увеличения пробега потребуется революционное решение снижающее площадь аккумуляторной батареи и увеличивающее ее емкость. О путях решения писали тут.
Заправочные станции
Озабоченность дистанцией пробега без подзарядки была бы не такой сильной, если бы не отсутствие развитой сети заправочных станций для электромобилей. Подливает масла в огонь скорость зарядки. Зарядные устройства бывают медленные и быстрые. Домашние зарядные устройства, которыми оснащены большинство электромобилей еще с салона, медленно заряжают автомобиль до полного бака, в течение ночи. «Быстрая зарядка» в коммерческих, дорогих станциях заряжает автомобиль до 80 % от 30 мин. до 1 часа. От бытовой розетки машина будет заряжаться сутки. Мощность заряда при этом будет от 50 кВт до 175 кВт. Представьте себе, заехали вы на Лукойл и ждете 2 часа, пока заправиться автомобиль.
Электромобиль Leaf II поколения проезжает без подзарядки 385 км. Высоковольтные общественные зарядные станции у ресторанов, на автостоянках, и в торговых центрах могли бы растянуть полезное расстояние Но такие станции требуют инвестиций от 3 млн. ₽, которые не сулят быстрого возврата, так как в РФ на 1 января 2021 года зарегистрировано всего 10 835 электрифицированных моделей. Для сравнения, на Украине 50 тыс., в Китае 1,25 млн. Ситуация схожа с идеей инвестирования в водородные станции – и то и то провальное дело.
Проблему с электро-заправками первыми начали решать в Tesla. В 2012 году Tesla создала сеть из 6 автозаправочных станций для электромобилей. Заправки разместили так, чтобы было удобно добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, а также несколько станций для путешественников в Лас-Вегас и на Озеро Тахо. В ноябре 2021 года количество заправочных станций Tesla увеличилось до 30 000 по всему миру. Только в Китае было построено 7600 станций. Заправки с системой Supercharger заряжает «пустую» батарею до 50 % заряда за 30 минут. Для Model S это 250 км пути. Сеть станций Supercharger бесплатны для владельцев автомобилей Tesla. В ноябре 2021 года в Нидерландах, на 10 заправочных станциях Supercharger компания разрешила заправлять электромобили других марок, в виде эксперимента.
В России работает 10 компаний перепродающих заправочные станции за рубежом и несколько компаний собирающих электро-заправочные станции из зарубежных деталей. Монополистом по количеству электро-заправок в России стали «Россети», «РусГидро», «Газпромнефть». Заправки можно найти только в крупных городах.
Свет в конце туннеля
Автопроизводители призывают владельцев АЗС и стоянок для грузовых автомобилей устанавливать станции подзарядки для электромобилей. Но все снова упирается в финансирование. Напольная заправочная станция EVA Future стоит 340 000 ₽. Станция быстрой зарядки, которую можно установить на парковке или АЗС – от 2 500 000 до 4 000 000 ₽. Покупка, установка и обслуживание таких станций вряд ли отобьет затраты количеством дополнительных привлеченных клиентов при таком малом количестве электромобилей в РФ.
Комментарии
Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)