Как проводят краш–тест «небольшое фронтальное смещение»?
В 2012 году 70 % новых автомобилей прошли краш-тест на небольшое фронтальное смещение на оценку «плохо»
Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) – это основанная в 1959 году американская некоммерческая организация, финансируемая автомобильными страховыми компаниями. Институт оценивает безопасность новых автомобилей на дороге, проводя тесты и краш-тесты. Также институт проверяет потребительские товары, которые связаны с безопасностью на дорогах. IIHS это аналог правительственного агентства NHTSA (Национальное управление безопасностью движения на трассах), относящегося к Министерству транспорта США. Цели у организаций одни и те же – безопасность на дорогах, но методы разные. Отличия есть даже в краш-тестах проводимых с новыми автомобилями. Один из таких носит название – небольшое фронтальное перекрытие.
Краш-тест – это испытание автомобиля на безопасность при дорожно-транспортном происшествии. В патронаже IIHS есть краш-тесты с боковым ударом, испытание машин на удар по задней части автомобиля, проверка на прочность крыши. У испытаний IIHS нет официального статуса, они не заказываются правительством США. Грубо говоря, это «народные тесты». По результатам испытаний Институт выносит оценку «Хорошо», «Приемлемо», «Предельно» и «Плохо». Получить оценку IIHS «Приемлемо» или «Хорошо» престижно, можно указать в рекламе. Правда существуют автокомпании, которым начхать на все эти супер-звания и титулы «Самого безопасного автомобиля года». Такие компании знают, что их супер-модели купят и с одной подушкой безопасности, и без всяких амортизирующих каркасов. Пример BMW Zagato Coupe или дизайнерские модели - результат коллаборации. Безопасность водителя здесь приноситься в жертву красоте машины, так как иногда простой ABS просто некуда засунуть в и так небольших размеров модель в кузове купе или кабриолет. Конечно, элементарные системы безопасности в машинах есть, но все они простые, базовые.
Как пришли к фронтальным краш-тестам с небольшим перекрытием?
Разные виды краш-тестов внедрялись постепенно. С 1978 года Правительство США начало испытывать автомобили на столкновение с неподвижным перекрытием (стена дома) на всю ширину автомобиля. С 1995 года IIHS предложили проводить испытания моделей на столкновение с препятствием, которое на 40 % перекрывает ширину автомобиля. В 2012 году IIHS предложил уменьшить перекрытие до 25 %, обосновав, что автомобиль может столкнуться со столбом, деревом или встречной машиной, задев их углом, пытаясь уйти от столкновения.
Виды фронтальных краш-тестов
В классическом краш-тесте на лобовое столкновение NHTSA автомобиль таранит стену на скорости в 64 км/ч. При этом удар приходится на 40 % ширины автомобиля. Такой удар близок к реальности, так как в основном фронтальный удар приходится не в прямо стоящую стену на всю ширину автомобиля, а только на его часть. Золотая середина здесь отмерена в 40 % ширины автомобиля. При соприкосновении с препятствием 40 % ширины автомобиля сила удара приходится только на одну стойку и усилитель крыла, которые от столкновения сжимаются в гармошку гася инерцию от столкновения. Их задача не только погасить удар, но и не повредить передних пассажиров кусками вжимающихся в салон запчастей.
Однако разработанный Страховым институтом дорожной безопасности новый краш-тест на фронтальное смещение усложняет испытание. Каждый водитель в здравом уме и твердой памяти будет стараться избежать удара, отвернув автомобиль. Столкновение при этом может прийтись всего на 25 % ширины фронта машины, а точнее в область фары. Удар придется держать меньшей площади машины и в 2012 году оказалось, что автокомпании были к этому не готовы. Ахиллесова пята новых моделей проявилась в том, что энергия удара приходилась на ту часть машины, где обычно нет каркасной конструкции поглощающей удар. При таком положении дел, передок машины складывается сильнее, удар приходится на одну стойку, сила удара сминала дверную арку блокируя переднюю дверь, создавая угрозу левой или правой ноге пассажира или водителя. Автопроизводителям пришлось усиливать каркас кузова в угловых частях моделей. Именно на эти части приходился основной удар при краш-тесте на малое фронтальное перекрытие.
Поведение машины при малом фронтальном перекрытии
Из-за того, что при аварии удар приходится на передний угол автомобиля, машину отбрасывает от места столкновения, при этом закручивая вокруг точки удара. Системы безопасности предназначены для защиты от лобового или бокового столкновений, поэтому они не могут адекватно реагировать на «угловое столкновение», где водитель будет отброшен в сторону и вперед, хотя бокового удара в автомобиль не было. Из-за угловой траектории удара, водитель и передний пассажир могут промахнуться мимо передней подушки безопасности, ударившись головой в незащищенную стойку машины.
IIHS разработал краш-тест после изучения последних моделей машин, которые хорошо показали себя в испытаниях, но все еще попадали в аварии с летальным исходом. По данным IIHS, до сих пор около 10 тысяч смертей в год связаны именно с фронтальными авариями. Около четверти из них подпадают под категорию малого фронтового смещения в результате столкновения либо с другим автомобилем, либо с посторонними предметами (деревья, столбы и др.). «Такого рода аварии носят серьезную угрозу, и наш новый краш-тест наглядно показал это», отметил президент IIHS Эдриан Лунд.
Что показали испытания в 2012 году?
Для большинства автокомпаний новый вид испытаний был сюрпризом, но модели Acura TL и Volvo S60, заработали в новом тесте оценку «хорошо». Оказалось, к тому времени Volvo уже самостоятельно проводили подобные краш-тесты, поэтому S60 был подготовлен к такому испытанию. Модели марок Mercedes-Benz, Audi, Ferrari, о посещение завода которого мы рассказывали здесь, справились с тестом на оценку «Плохо». К примеру, в первом туре испытаний инженеры IIHS лицезрели, как в Volkswagen CC начисто оторвало водительскую дверь.
В 2012 году IIHS протестировал 13 моделей, в которых при 25 % фронтальном столкновении ни разу не раскрылись боковые подушки безопасности. Система была настроена на срабатывания после ударов в бок машины. Производители не учитывали, что при 25 % ударе в угол автомобиля, автомобиль закручивает и водитель заваливается набок, получая травму о стойку машины или боковое стекло. Если боковые подушки и занавески все таки раскрывались, от удара с передней стойкой кузова они не спасали, элементарно не доставая до нее. В авто краш-тестах на малое фронтальное смещение, манекен двигался по диагонали в сторону передней стойки кузова автомобиля, попадая головой в пространство между боковой и передней подушками безопасности – в место, которое не было защищено от удара.
Как показывают новые авто краш-тесты, с ремнями безопасности тоже не все гладко!
Volkswagen и Mercedes в 2014 году не могли пройти краш-тест на малое фронтальное смещение. Их ремни были запрограммированы на небольшую эластичность, чтобы уменьшить нагрузку на грудь пассажира при лобовом столкновении. При лобовом столкновении водителя необязательно «вжимать в кресло» ремнем безопасности, впереди его еще ждет встреча с фронтальной подушкой, поэтому водителя можно «чуть-чуть» отпустить. В тесте эта эластичность играла злую шутку с манекеном, не удерживая его достаточно сильно. В результате манекен клевал носом мимо фронтальной подушки безопасности прямиком в стойку или угол панели автомобиля.
Как изменил автомобили краш-тест с небольшим фронтальным перекрытием?
После получения автокомпаниями данных о «прорехах» в системах безопасности их моделей, началась череда усовершенствований. Honda заявляла, что некоторые модели 2013 года выпуска, включая Honda Accord, начали выпускаться с учетом результатов нового краш-теста.
В этот же период Toyota заявили, что перепрограммировали поведение боковых подушек безопасности, т.е. «занавесок», при угловом ударе в передок автомобиля.
Хитрости автокомпаний
С 2017 года IIHS начал проводить краш-тест на 25 % фронтальное столкновение со стороны пассажиров. Выяснилось, что автокомпании идут на уловку – усиливают переднюю часть кузова со стороны водителя, пренебрегая стороной пассажира, снижая издержки. В оправдание компании начали говорить, что водитель не всегда ездит с пассажиром на переднем сидении. Новый краш-тест проводимый со стороны водителя значительно подпортил неофициальные рейтинги новых моделей, поэтому компаниям в срочном порядке пришлось вносить изменения в новые модели.
Комментарии
Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)