Как работают подушки безопасности для пешеходов в автомобилях
Как технология раскрытия подушек безопасности эволюционировала в другие системы безопасности
Первые подушки безопасности в автомобиле (AirBag) появились в модели Oldsmobile Toronado в 1972 году. С 1973 их начали устанавливались в модели Бьюик, Кадилак, Олдсмобиль. AirBag позиционировались как замена ремню безопасности.
В 1981 году Mercedes предложили, в виде дополнительной опции, в кузове W126 подушки безопасности, работающие в паре с ремнем безопасности. При аварии ремни натягивались и только потом выстреливали подушки.
В середине 1990-х «Autoliv» запатентовали боковые подушки безопасности предотвращающие удар пассажира об стойку автомобиля. В дельнейшем появились «шторки» выпадающие при угрозе попадания в салон осколков стекла разбитого окна.
О других системах безопасности в автомобиле, читайте здесь.
Принцип действия подушки безопасности пассажиров
При ударе автомобиля система подает сигнал к воспламенению пиропатрона, который сжигая твердое топливо наполняет подушку образующимся газообразным азотом. Подушка безопасности надувается со скоростью 300 км/ч, принимая и распределяя удар по всему телу пассажира, предотвращая повреждение шейных позвонков, путем откидывания головы человека на подголовник. Важно быть пристегнутым в момент срабатывания AirBag. Если пассажир или водитель не пристегнуты, подушки могут нанести травму, т.к. скорость их вылета и скорость движения человека по инерции во время столкновения увеличивают силу удара в два раза. Если не пользоваться ремнями, траектория вылета подушки и движения человеческого тела могут не совпасть, что приведет к снижению амортизации подушки. AirBag в тандеме с пассажирскими автомобильными ремнями сокращают вероятность смертельного исхода на 61% против 50%, которые раньше гарантировали только пассажирские ремни.
Где еще применяется схожая технология
AirBag в автомобиле эволюционируют с каждым годом. Dodge Dart в базовой комплектации имеет 10 подушек безопасности. В Ford Explorer и Flex, в Lincoln MKT и Lexus LFA за дополнительную плату ставят надувные ремни. Коммерческие и частные самолеты оборудуются подушками безопасности, которые разворачиваются из ремней безопасности пассажиров.
Volvo представила миру подушки безопасности для защиты пешеходов. Если на скорости 20 – 50 км/ч радар Volvo V40 обнаруживает, что на пути появился пешеход или велосипедист, сигнализация оповещает водителя, а тормозная система замедляет ход автомобиля.
Если столкновения избежать не удалось, при ударе задняя часть капота автомобиля поднимается на 10 см, подушка безопасности разворачивается вдоль одной трети лобового стекла и вдоль передних стоек кузова. Пешеход, приземляясь на это воздушное ложе, отделывается легким испугом.
Буму в гонке за количеством подушек послужило обнародование в 2009 году официальных данных, что дополнительные подушки безопасности уменьшили количество смертей при лобовом столкновении на одну треть, спася 28 000 жизней.
Производство систем безопасности AirBag
Производители автомобилей либо разрабатывает свои подушки безопасности, либо покупают в сторонних компаниях. Honda придумала свою технологию AirBag для флагманского мотоцикла Gold Wing. Армия США в боевых вертолетах Black Hawk и Kiowa Warrior использует подушки безопасности, спасающие жизни пилотов и пассажиров при падении. Подушки разработаны для армии США по спец. заказу, нюансы конечно хранятся в тайне под грифом «секретно», поэтому на этом месте умолкаем.
Случается и брак. В 2020 году, из-за брака в системах AirBag фирмы Takata, многие производители были вынуждены отозвать автомобили. Фиксировались случаи смертельных исходов в авариях, когда причиной были именно сработавшие подушки. Причина оказалась в дефекте пиропатронов. Подробнее здесь.
Куда еще можно сунуть пиропатрон
Шведский производитель средств автомобильной безопасности Autoliv, разработал тонкие передние стойки кузова, те, что между передней дверью и лобовым стеклом. Тонкие кузовные стойки улучшают видимость водителя на 25 процентов и уменьшают вес на 10 процентов (о хитростях уменьшения веса кузова здесь. В случае попадания в аварию, пиротехнический заряд, встроенный у основания каждой из передних стоек, выдавливает специально сложенные, герметичные стальные трубы (до 30,5 килограмм-силы на квадратный сантиметр). Давление расширяет участок каждой стойки, делая ее шире и жестче. Увеличение жесткости передних стоек кузова на 45 процентов снижает вероятность деформации крыши, если машина опрокинется, уберегая пассажиров от травм, особенно, если они пристегнулись.
Mercedes-Benz в G63 AMG использовали похожую технологию. Они снизили вес автомобиля, облегчив заднюю дверь, при этом также положив в нее пиропатрон. При боковом ударе, пиропатрон выстреливает, оказывая давление газом на сложенный в определенном порядке материал, который при расширении делает двери жестче для сдерживая деформации кузова от бокового удара. Технология была успешно проверена в краш – тестах. Какие еще проводят краш-тесты производители, читайте здесь.
Комментарии
Добавить комментарий (появится после одобрения администратора)